Вас мучает головная боль?

Головная боль относится к так называемым общемозговым симптомам. Является неспецифическим симптомом множества заболеваний. Первой характеристикой головной боли является ее локализация. Головная боль в висках может быть вызвана перепадами артериального давления, интоксикацией или инфекцией. Причинами головной боли в затылке чаще всего являются такие болезни, как шейный остеохондроз, повышение тонуса мышц шейного отдела, гипертония. Головные боли в области лба свидетельствуют чаще всего о воспалительных заболеваниях ЛОР-органов, таких как фронтит, отит, о повышенном внутричерепном давлении. Боли в области глаз могут быть симптомом вегетативной дисфункции, мигрени, а также глаукомы и ряда иных глазных заболеваний. Второй характеристикой головной боли является интенсивность. Сильные головные боли часто вызваны такими причинами, как мигрень, перепады давления, гайморит, черепно-мозговые травмы и инфекционные заболевания. Причиной пульсирующей головной боли чаще всего оказывается мигрень. Третья характеристика головной боли–ее продолжительность. Резкая головная боль зачастую вызвана спазмами сосудов головного мозга при шейном остеохондрозе, гипертоническим кризом. Самое опасное — сосудистые катастрофы — разрыв аневризмы, внутричерепные кровоизлияния. Длительные головные боли особенно опасны, так как являются симптомами таких серьезных заболеваний, как менингит, арахноидит, энцефалит, опухоль мозга.

При ряде заболеваний головная боль является основным симптомом. Мигрень обычно характеризуется сильной пульсирующей головной болью, сопровождающейся тошнотой, непереносимостью яркого света и сильных запахов, общей слабостью. Боль, как правило, имеет односторонний характер. Продолжительность приступа может быть от нескольких часов до трех дней. Головная боль напряжения чаще всего несильная, но может регулярно повторяться и продолжаться до недели. Характер боли давящий или сжимающий, может распространяться как на всю голову, так и на ее часть — затылок, лоб, темя. Возникает этот вид болевых ощущений у тех, кто по роду деятельности часто испытывает длительное мышечное напряжение (вынужденная поза во время работы за компьютером, вождения автомобиля, неудобное положение во время сна), постоянно подвергается психоэмоциональным нагрузкам. Кластерная головная боль — один из самых тяжелых видов боли. Человек испытывает продолжительные приступы очень сильных болевых ощущений пульсирующего характера. Обычно боль односторонняя, в области лба или глаза, иногда сопровождается покраснением, отеком, слезами. Приступы, как правило, продолжаются от 20-ти минут до полутора часов, но в тяжелых случаях могут повторяться несколько раз в сутки в течение нескольких недель.

Посттравматическая головная боль возникает при ушибе или сотрясении головного мозга, повреждении черепа или шейного отдела позвоночника. Характер и локализация боли напрямую зависят от типа травмы. Болевые ощущения могут проявиться сразу или по прошествии времени. Головные боли, связанные с повышенным внутричерепным давлением, очень сильные, могут сопровождаться тошнотой, непереносимостью яркого света. Как правило, болит вся поверхность головы, иногда и область вокруг глаз. Болезненные ощущения «давящие» или «распирающие». Наиболее часто этот вид боли наблюдается у пациентов, когда-либо перенесших черепно-мозговые травмы, а также после родовых травм. Головные (лицевые) боли, связанные с поражением тройничного нерва, обычно длятся всего несколько секунд, но очень мучительны. Боль возникает в любой области лица во время употребления пищи или разговора. По мнению большинства врачей, наиболее распространенной причиной поражения тройничного нерва и сопутствующих головных болей являются патологии ЛОР-органов и полости рта.

При обращении в клинику с жалобами на головную боль пациент проходит через несколько этапов обследования. Для начала врач в ходе опроса уточняет характер и продолжительность болевых ощущений, их локализацию, сопутствующие и провоцирующие факторы. Для первичной диагностики некоторых заболеваний достаточно пройти осмотр у специалистов: невролога, отоларинголога, стоматолога, окулиста. Но в ряде случаев не обойтись без современных медицинских исследований.

1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) — позволяет судить о состоянии и работе головного мозга в целом, заметить отклонения от нормального функционирования, выявить косвенные признаки опухоли, гематомы.
  2. Рентген — помогает определить наличие гидроцефалии, травмы, синусита.
  3. Магнитно-резонансная томография (МРТ) и МР-ангиография используется для диагностики опухолей, хронических и острых нарушений мозгового кровообращения, последствий инсульта, синуситов, аневризм, патологий кровотока.
  4. Компьютерная томография (КТ) — показывает наличие кровоизлияний, изменения структуры ткани головного мозга, церебральных сосудов. КТ головного мозга позволяет определить наличие опухолей, кист, аневризм, тромбозов.
  5. Ультразвуковая диагностика: ЭХО ЭС выявляет наличие повышения внутричерепного давления, косвенные признаки опухоли, гематомы. Дуплексное сканирование сосудов шеи выявляет атеросклероз, различные проблемы с сосудами (аномалии развития сосудов, изменение просвета артерий, изменение хода артерий в канале, связанные с выраженным остеохондрозом).

Среди жалоб, которые врач-невролог слышит от своих пациентов, жалоба на головную боль является одной из самых распространенных. Причины этих болей разнообразны, особое место отводится болям при невралгии тройничного нерва-мучительные боли, которые пациенты характеризуют «как будто раскаленное шило вонзают в лицо»! Боли провоцируются приемом пищи, умыванием лица, чисткой зубов. Таких пациентов спасает препарат Карбамазепин. Важно врачам отличать лицевые боли от болей при пульпитах и других стоматологических заболеваниях.

Встречаются пациенты поступающие в клинику с упорными головными болями-при дополнительном обследовании зачастую, к сожалению, выявляются аневризмы, опухоли головного мозга. Эти пациенты направляются на консультацию к нейрохирургу и ангиохирургу.

Записаться на прием к неврологу